Стратегическая инициатива 3 «Формирование культуры и среды для развития высокопрофессионального кадрового состава»

Стратегическая инициатива 3 (далее - СИ 3) направлена на повышение международной конкурентоспособности Университета ИТМО через решение задач перехода от системы учета кадров к системе управления человеческими ресурсами и установления партнерских отношений с работниками и потребителями услуг университета. Основной принцип, заложенный в основе стратегии управления персоналом, – признание сотрудника и обучающегося базовыми ценностями Университета, определяющими его развитие.

В соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») реализация СИ 3 осуществляется в три этапа:

1 этап – 2013-2014 гг.: подготовка фундамента для модернизации системы управления человеческими ресурсами, включающей  трансформацию механизмов поддержки работников, в том числе создание специальных сервисов и конкурсных программ; популяризация академической мобильности и обмена опытом с российскими и зарубежными коллегами; активизация сотрудничества с работодателями как основными потребителями услуг университета; выстраивание эффективной системы взаимодействия с обучающимися и выпускниками, являющейся необходимым элементом перехода к партнерским отношениям.

2 этап – 2015-2016 гг.: процессная работа и доработка отдельных механизмов системы управления человеческими ресурсами; внедрение системных механизмов рекрутинга специалистов, имеющих успешный опыт работы в ведущих российских и зарубежных научно-образовательных центрах и бизнес-структурах, вовлечение сотрудников в решение общеуниверситетских задач; продвижение ценностей корпоративной культуры и поддержание комфортной корпоративной среды; вовлечение всех целевых групп в развитие университета, определение стратегии развития вуза через трансляцию общеуниверситетских ценностей и корпоративной культуры; развитие коммуникативной среды между выпускниками и вовлечение их в постоянное взаимодействие с университетом.

3 этап – 2017-2020 гг.: утверждение и закрепление мероприятий по системной реорганизации работы с персоналом, включая масштабирование механизмов 1-го и 2-го этапа; поддержание внутренней и внешней конкуренции за счет повышения открытости.

В рамках СИ 3 реализуется комплекс задач:

Задача 3.1. «ITMO – Challenge to Change»: переход от системы учета кадров к системе управления человеческими ресурсами, становление Университета ИТМО как конкурентоспособного работодателя через системное укрепление HR-бренда (внутреннее совершенствование и внешнее информирование) и внедрение механизмов открытого международного рекрутинга.

Основные направления деятельности:

  • совершенствование системы мотивации сотрудников к достижению целей всего университета, в том числе через повышение открытости;
  • развитие профессиональных компетенций работников с учетом ориентации на работу на международном уровне, в том числе за счет разработки и реализации программы обучения сотрудников методам успешных переговоров, маркетингу, работе в команде (soft skills), навыкам проектной деятельности (project management), этике исследований и т.д.;
  • реализация программ международной и внутрироссийской профессиональной мобильности в форме стажировок, в том числе взаимодействие с российской научной диаспорой, работающей за рубежом как для обмена опытом, так и для привлечения ведущих специалистов к сотрудничеству с вузом;
  • создание открытой системы международного рекрутинга на регулярной основе, в том числе реализация программы привлечения НПР из ведущих российских и зарубежных университетов и научных центров («ITMO Fellowship & Professorship»);
  • развитие системных механизмов интеграции в университетскую среду иностранных сотрудников, обеспечивающих эффективную кросс-культурную коммуникацию;
  • формирование, развитие и укрепление HR-бренда университета как работодателя международного уровня. Развитие и донесение тезиса «Challenge to change» в качестве ключевого вектора ценностного предложения вуза как привлекательного работодателя (employee value proposition);
  • создание и развитие системы инвестирования в людей: человек как базовая ценность вуза, а также выгодное вложение, дающее в долгосрочной перспективе высокий ROI (от англ. return on investment);
  • формирование системы регулярного и эффективного мониторинга деятельности подразделений и сотрудников, включая обратную связь по результатам работы персонала и управление талантами. Поэтапный переход от системы «эффективных контрактов» к «единому контракту».

Задача 3.2. «ITMO – Partnership and Relations»: <Развитие партнерских отношений со стейкхолдерами университета, диверсификация каналов коммуникации с приоритетными для вуза целевыми группами» (студенты, выпускники, работники, потенциальные работники или заказчики услуг из числа выпускников).

Решение данной задачи осуществляется по следующим направлениям:

  • Формирование и развитие системы сопровождения карьеры студентов и выпускников. Привлечение ключевых работодателей к сотрудничеству. Привлечение ведущих мировых специалистов и внешних экспертов при проведении профессиональных мероприятий, тренингов, открытых школ для студентов и выпускников;
  • Развитие социогуманитарных и коммуникативных навыков обучающихся и работников, в том числе знаний о рынке труда, возможностях построения карьеры и актуального состояния отраслей экономики;
  • Создание системы взаимодействия с выпускниками, в том числе организация деятельности Ассоциации выпускников Университета ИТМО;
  • Формирование коммуникативной среды между выпускниками и вовлечение их в регулярное взаимодействие с университетом;
  • Развитие благотворительной деятельности в пользу Университета ИТМО. Направление доходов от управления фондом целевого капитала развития на проекты и модернизацию Университета ИТМО.

Среди ключевых проектов второго этапа в части СИ 3 стоит особо выделить организацию открытого Совета по международному рекрутингу, в который входят специалисты ведущих мировых и региональных кадровых компаний, а также программу привлечения выдающихся зарубежных профессоров после досрочного выхода на пенсию, которые и после завершения основной карьеры продолжают передавать свои знания и опыт..

Координатор Стратегической инициативы 3 — Начальник Департамента по работе с сотрудниками Ю.Г.Шидловская.